Покрасочные работы | |

Покрасочные работы

Покрасочные работы проводят только после окончания штукатурных работ, закрепления дверей и оконных рам, ремонта электропроводки, подгонки половиц.


Инструменты для проведения покрасочных работ

Для покраски поверхностей используют различные кисти, валики, краскопульты, шпатели и линейки.

Кисти могут быть трех видов: из волоса, щетины и синтетических волокон. На данный момент лучшими считаются кисти из конского волоса, снабженные по наружному краю специальным слоем из щетины, который продлевает их долговечность. Хотя подобные кисти и вбирают много красочного состава, он с них не стекает, в отличие от кистей из чистого конского волоса.

Существует семь основных видов кистей:

1. Маховые кисти. Такие кисти отличаются большими размерами, длина волоса не менее 100 мм.

2. Побелочные кисти представляют собой довольно широкие и плоские кисти с тонким мочалом вместо волоса.

3. Макловицы – это кисти круглой или прямоугольной формы с длиной щетины до 100 мм.

4. Ручники. Кисти данного вида отличаются довольно короткой ручкой. Обычно такие кисти небольших размеров и круглой формы.

5. Флейцы – это кисти из барсучьего волоса или щетины, шириной до 100 мм (). Основной функцией является сглаживание свежевыкрашенной поверхности.


Покрасочные работы

Флейцевая кисть


6. Филеночные кисти. По внешнему виду напоминают ручники, но отличаются меньшими размерами. Их используют для окрашивания труднодоступных мест или для декоративного оформления.

7. Торцовки. Торцовки изготавливаются из твердой щетины. При использовании торцовок окрашенная поверхность принимает зернистый вид.

Перед началом покрасочных работ новую кисть необходимо намочить в мыльном растворе, для того чтобы волос размягчился и набух. После этого кистью работают на шероховатой поверхности в течение 15 минут. Такая операция помогает выровнять волос и придать кисти рабочую форму.

В том случае, если волос слишком длинный, его подвязывают прочной бечевкой у основания рукоятки (). Однако длина волоса не должна быть больше 50 мм. Прочность обвязки зависит от красочного раствора, используемого в работе: для масляных кистей обвязку делают туже, чем для клеевых.


Покрасочные работы

Кисть с обмоткой


Для временного хранения кистей используют емкости с водой, керосином или скипидаром. Также можно хранить кисть непосредственно в той краске, которой на данный момент проводят покрасочные работы. Нужно только следить за тем, чтобы волос не касался дна. В этих целях в рукоятке кисти просверливают отверстия, через которые продевают шпагат и подвешивают кисть на крючок.

По завершении работ кисти необходимо тщательно промыть. Клеевые краски легко удаляются мыльной водой, а масляные – уайт-спиритом, скипидаром, керосином. После этого волос отжимают тряпочкой и кисть подвешивают. Отработанные кисти со стершимся волосом можно в дальнейшем использовать для размывки побелки или для других работ.

Иногда появляется необходимость проводить покра – ску на достаточно большой поверхности. В этом случае как правило используют специальные валики из меха или поролона (), которые можно изготовить из овчины или ткани с ворсом длиной не менее 15 мм. Перед началом работы валик обязательно вымачивают в воде.


Покрасочные работы
Покрасочные работы
Покрасочные работы
Покрасочные работы

Валики различных типов


Шпателями называют плоские лопатки, которые могут быть деревянными и металлическими. Деревянные шпатели применяют для нанесения и разравнивания шпатлевки на деревянных поверхностях (). Их, как правило, делают из твердых пород дерева и пропитывают для прочности олифой.


Покрасочные работы
Покрасочные работы

Нанесение шпатлевки с помощью шпателя


Лопатку металлических шпателей выполняют из стального листа, а рукоятку – из твердых пород дерева. Шпатели используют на различных поверхностях для удаления старой замазки, краски или обоев.


Краски

Красками называются специальные красочные составы, в которые входят пигменты, наполнители, вяжущие средства, пластификаторы, разбавители и растворители.

К пигментам относят красящие вещества органического или минерального происхождения, выпускаемые в виде молотых порошков. Основным свойством пигментов является нерастворимость в жидкой среде.

Чаще всего при проведении покрасочных работ используют белые пигменты. По характеру поведения при соприкосновении с маслами белые пигменты подразделяются на две группы.

Первая группа характеризуется тем, что при растирании с маслом теряет белый цвет и превращается в мутную массу. К этой группе относятся преимущественно вещества природного происхождения, например мел, известь, гипс, шпат тяжелый и легкий, магнезия, каолин. Их применяют для приготовления водных колеров, а также для разбавления пигментов.

Во вторую группу входит меньшее количество белых пигментов, которые получают искусственным путем. Подобные вещества сохраняют белый цвет при добавлении масел. Наиболее распространены цинковые белила, свинцовые белила, титановые белила и литопон.

Основу красок составляют вяжущие вещества. Благодаря их присутствию в составах на поверхности образуется тонкая твердая пленка. Вяжущие вещества можно разделить на группы: минеральные (цемент, известь, жидкое стекло), клеевые (казеиновые и декстриновые клеи, крахмал, костный клей) и органические (олифы, алкидные смолы, поливинилацетат, нитрат целлюлозы, меламиноалкидные смолы и др.).

Краски могут быть вредными и безвредными. К безвредным относятся окись хрома, тяжелый шпат, к ядовитым – краски, содержащие свинец. Отравление, как правило, происходит при работе с краскопультом, так как в этом случае мельчайшие капельки краски легко проникают в органы дыхания. При работе с обыкновенной кистью риск отравления значительно снижается, если, конечно, соблюдать правила личной гигиены. На данный момент в производстве выпускаются гораздо более безопасные цинковые белила и литопон.

Все краски разделяются на три большие группы: водные составы, неводные составы и эмульсии.

Водные составы, как видно по названию, растворяются в воде. Основой для них служат минеральные и клеевые вяжущие вещества. При нанесении на поверхность образуется устойчивая к изменениям температурного режима воздухопроницаемая пленка.

Неводные составы. Основой для неводных составов служат высыхающие масла, лаки и нитролаки. Колеры из таких составов готовятся с помощью растворителей и разбавителей. При проведении покрасочных работ следует помнить, что нельзя применять неводные составы на сырых стенах, так как при нанесении их на поверхность образуется плотная пленка.

Эмульсионные составы готовятся с помощью различных эмульсий, например олифы, щелочи, клея.

Под понятием «краска» подразумевается специальный состав, который называется колером. Различают известковые, клеевые, масляные, эмалевые и водоэмульсионные колеры.


Известковые колеры

Известковые составы применяют для покраски оштукатуренных поверхностей, кирпича, иногда дерева.

Для того чтобы приготовить подобный раствор, берут 3 кг известкового теста и разводят его в 5–6 л воды. Затем добавляют раствор из 0, 1 кг поваренной соли и 0, 5 л воды и все тщательно перемешивают. Перед использованием доводят раствор до 10 л и при необходимости добавляют цветной пигмент.

В том случае если для приготовления раствора используется негашеная известь, то на 1, 5 кг извести берут 0, 5 л воды и 0, 1 кг соли. После гашения объем раствора доводят до 10 л. Для прочности образующейся пленки вместо соли можно добавить олифу. Недостаток известковых растворов заключается в том, что они ограничены по цветовой гамме, так как для создания цветной краски необходимо использовать только щелочестойкие пигменты.


Клеевые составы

Применяют только на оштукатуренных поверхностях. Для приготовления раствора берут до 3 кг мела и разводят водой до густоты сметаны. Полученную массу выдерживают в течение суток.

Клеевой раствор готовят отдельно. На 1 кг мела расходуется 80 г плиточного клея, который замачивают на сутки в холодной воде из соотношения 1: 4. В клеевые растворы можно добавлять олифу и мыло. На 1 л клеевого раствора берут 0, 3 кг натертого на терке хозяйственного мыла и приблизительно 0, 1 кг олифы, которую добавляют при медленном помешивании.

Для уничтожения желтоватого оттенка в раствор добавляют синьку. Перед добавлением синьку разводят водой до густоты сметаны. Затем маленькими порциями подливают в меловой раствор до тех пор, пока он не станет голубым. Для того чтобы проверить окончательный оттенок, раствор наносят на кусочек стекла, подсушивают и оценивают цвет.

Важным пунктом процесса приготовления рабочего раствора является введение колера в основную жидкость. Если в составе слишком много клея, то на высохшей на пробном стекле пленке образуются трещины. При его недостатке пленка становится тусклой и рассыпается.

Клеевые составы могут быть различных цветов, так как они не содержат щелочи и в них можно добавлять любые цветовые пигменты.


Масляные краски

Среди масляных красок различают готовые составы и густотертые, то есть те, которые необходимо разводить олифой. При этом применяемое количество олифы обычно не превышает 0, 6 кг. Хранить густотертые краски следует под слоем олифы в плотно закрытых банках.

Для внутренних работ выбирают краски различных цветов, однако предпочтительнее светло-голубые и светло-бежевые оттенки. Колеры нужного цвета можно получить, смешивая различные краски. Однако некоторые краски смешивать не рекомендуется. Ниже дана таблица, в которой противопоставлены краски, которые не подходят друг другу по химическому составу.


Покрасочные работы

При приготовлении красочных составов следует помнить о том, что такие краски, как марс желтый, зелень изумрудная, окись хрома, охра, умбра, сурик железный, малахит, кость жженая и виноградная черная, можно использовать в различных комбинациях.

Характеристика красок включает также понятие маркировки. Для внутренних работ используют краски с маркировкой МА-021 на натуральной олифе, МА-025 на комбинированной, ГФ-023 на глифталевой и ПФ-024 на пентафталевой. Перед использованием краски обычно разбавляют олифой. Для МА-021 и МА-025 применяют натуральную олифу, оксоль и алкидные. Широко распространены следующие краски: НЦ – на основе нитрата целлюлозы, КО – кремнийорганических лаков, ФА – масляно-фенольных лаков, МЧ – мочевиноформальдегидных смол, ЭВА – на основе поливинилацетата, ПВС – поливинилового спирта, БГ – битума, УР – полиуретанов, АК – полиакрилатов и др.

В данных названиях цифровое обозначение говорит о назначении краски. Если первая цифра 1 или 5, то краску можно использовать как для наружных, так и для внутренних работ, 2 – только для внутренних, 0 – для грунтовки, 00 – для шпатлевки.


Эмалевые краски

Основой для эмалевых красок служат масляные лаки. Свое название эти краски получили в связи с тем, что при высыхании на поверхности образуется плотная, блестящая пленка, похожая на эмаль.

Для внутренних работ применяют эмалевые краски ГФ-230 (для любой поверхности, кроме полов), ПФ-223 (для дерева и металла), ПФ-253 (для окраски полов).

Перед началом работы эмалевые краски необходимо разбавить уайт-спиритом или скипидаром. На поверхность такие краски наносят в два слоя.


Водоэмульсионные краски

Водоэмульсии имеют ряд преимуществ по сравнению с масляными красками. Они отличаются несгораемостью, не имеют резкого запаха, быстро высыхают и экономичны.

Краски марки ЭВА на основе водной эмульсии поливинилацетата можно использовать на различных поверхностях при проведении наружных и внутренних работ. При ремонте жилой комнаты краски марки ЭВА используют вместо мела и извести. Нанесение такого состава на стены необходимо в случаях, если их постоянно нужно мыть. Если в помещении повышенная влажность, то покрывать стены такой краской нежелательно.

Водоэмульсионными красками окрашивают поверхности, покрытые старыми масляными красками. Нельзя применять при использовании водоэмульсионных красок грунтовки, содержащие медный купорос, так как в этом случае качество пленки значительно ухудшается. Для водоэмульсий используют синтетические шпатлевки КЛМ и ГПЦ.

При добавлении пигментов можно получить практически любой цвет. В процессе проведения покрасочных работ краска наносится на поверхность в два слоя с помощью валика, кисти или распылителя.

В промышленности выпускаются также и сухие краски на основе поливинилового спирта. Перед использованием их необходимо разводить водой, нагретой до 80° C из расчета 2 л на 1 кг красок. Сухие краски не применяют на мелованных поверхностях, поэтому перед нанесением мел, как правило, смывают.


Олифы

Все виды олифы разделяются на две большие группы: для внутренних работ и для внутренних и наружных работ. На практике чаще применяют олифы на натуральной основе, глифталевые и пентафталевые. Универсальными считаются олифы с маркировкой К-3, К-4 и К-5.

Краски на основе олифы оксоль, К-2 и К-12 можно использовать только для внутренних работ. Следует учитывать и такой момент, что олифу оксоль не нужно перед применением разбавлять, так как в ее состав уже входит разбавитель уайт-спирит.


Лаки

По химическому составу лаки разделяются на спиртовые, масляные, алкидные, нитроцеллюлозные, полиуретановые и другие.

Масляные лаки имеют маркировку «с» (светлый) и «т» (темный). Они используются как для наружных, так и для внутренних работ на деревянной поверхности и по масляной краске. Наиболее распространены лаки ПФ-238 и ГФ‑166. Их наносят на поверхность в два слоя с учетом, что второй слой следует наносить только спустя 36 часов. Перед применением лаки разбавляют скипидаром, ксилолом или сольвентом.

Нитроцеллюлозные лаки бывают глянцевые (НЦ-223 и НЦ-584) и матовые (НЦ-243). Они выпускаются в аэрозольных баллонах и банках. Лаки в баллонах наносят в четыре слоя, с периодом высыхания каждого по 15 минут. Лак НЦ-218 наносят кистью, при этом период высыхания слоя увеличивается до 1 часа. Перед тем как нанести лак на поверхность, в него добавляют разбавители № 646, 647, 650.

Спиртовые лаки выпускаются на основе этилового спирта, канифоли, идитоли, щелочи. К недостаткам спиртовых лаков относят плохой внешний вид и продолжительное время высыхания. Для внутренних работ чаще применяют идитольный и щелаллачный лаки, которые обычно наносят на поверхность в 3–4 слоя.

На паркетных полах применяют алкидные (ПФ-238, ПФ-231, ГФ-166), мочевиноформадегидные (МЧ-248 и ГФ-257) и алкидно-уретановые АУ-271 лаки. Лаки горючи и взрывоопасны, поэтому необходимо соблюдать все правила хранения.


Разбавители и растворители

Основная функция растворителей и разбавителей – доведение сгущенных масел, лаков и олифы до рабочей консистенции. Чаще всего применяют уйат-спирит, скипидар и керосин.

Скипидар представляет собой бесцветную жидкость с характерным запахом сосновой смолы. Существует ряд признаков, по которым можно оценить качество скипидара. Если скипидар хорошего качества, то скорость высыхания краски или лака увеличивается. Данный разбавитель применяют, как правило, для разбавления масляных красок.

Качество скипидара можно проверить и другим способом. Для этого на белую тонкую бумагу наносят несколько капель вещества. При хорошем качестве растворителя после испарения на листе не должно оставаться жирных пятен.

Уайт-спирит – бесцветная прозрачная жидкость, обладающая характерным запахом бензина. Ее используют только для разбавления алкидных красок и эмалей в связи с низкой растворяющей способностью.

Керосин представляет собой бесцветную жидкость, которая используется для разжижения казеиновых колеров, а также для мытья покрасочных инструментов и рук после работы.

Следует помнить, что растворители марок № 646, 648, 649 и РК-36 применяют для нитроцеллюлозных красок, РС‑2 – для алкидных эмалей и лаков, Р-40 – для эпоксидных шпатлевок.

Все растворители, так же как и лаки, горючи и взрывоопасны, что следует учитывать при хранении.


Грунтовки

Для получения ровной поверхности при выполнении покрасочных работ используют такую операцию, как грунтовка.

Грунтовки представляют собой жидкости, обладающие хорошей сцепляющей способностью и водонепроницаемостью. В готовом виде грунтовок не существует, поэтому их делают в домашних условиях.

Считается, что проще всего грунтовать поверхность под масляную краску. Для этого на нее наносится небольшое количество чистой олифы или с добавлением краски.

Грунтовку под казеиновые краски выполняют, соответственно, казеиновыми красками. Для того чтобы приготовить грунтовку, 1 кг сухой краски растворяют в 0, 5 л и дают настояться в течение 2 часов, затем вводят 30 г любой олифы. Постоянно помешивая, доливают 1 л воды и пропускают раствор через мелкое сито.

Под клеевые составы используют мыловар. Для того чтобы правильно приготовить мыловар, в 3 л кипятка засыпают 200 г натертого хозяйственного мыла, добавляют до 300 г олифы и тщательно перемешивают. Перед этим следует отдельно провести гашение 2 кг извести. В момент усиления реакции добавляют мыльную основу. После загустения раствора его объем доводят до 10 л.

В том случае если в состав клеевых растворов входят щелочестойкие пигменты, то желательно использовать квасцовую или медную грунтовку. Для этого заранее необходимо заготовить их концентраты.

Для приготовления квасцовой грунтовки используют 150 г медного купороса, 250 г хозяйственного мыла, 200 г животного клея, 30 г олифы и 200 г воды.

Медная грунтовка готовится из расчета 125 г алюмокалиевых квасцов, 250 г хозяйственного мыла, 200 г животного клея и 30 г олифы на 200 г воды.

Для нанесения грунтовки используют кисть, на поверх – ности состав тщательно растушевывают.


Побелка потолка

Побелка потолка или клеевая окраска – одна из самых распространенных процедур при косметическом и капитальном ремонте.

Для того чтобы качественно побелить потолок, необходимо приготовить гашеную известь, размолотый мел, водоэмульсионную краску. На известковых поверхностях нельзя применять мел, поэтому перед побелкой следует смыть с потолка старый состав и ликвидировать все трещины. На чистую поверхность наносят мыловар или меднокупоросную грунтовку. Если в состав побелочного колера входят синтетические краски, то медной грунтовкой пользоваться не рекомендуется: после высыхания на потолке остаются пятна.

Побелочный колер наносится на влажную поверхность в 2–3 слоя. Первый слой накладывают кистью (), последующие – пылесосом, так как этот домашний прибор прекрасно скрадывает неровности при побелке. Для того чтобы при побелке не появлялись потеки, необходимо следить, чтобы до потолка долетали только мелкие капли. При нанесении последнего слоя можно использовать валик.


Покрасочные работы

Кисть для окраски потолков


Окраска полов, окон и дверей

При покраске всех деревянных поверхностей соблюдается следующая последовательность:

1. Очистка от грязи рабочей поверхности.

2. Удаление вздувшегося слоя старой краски ().


Покрасочные работы

Металлическая щетка для удаления старой краски


3. Нанесение олифы.

4. Шлифовка поверхности шкуркой.

5. Грунтовка отремонтированной поверхности.

6. Нанесение первого слоя.

7. Нанесение второго слоя.

Окраска пола. Прежде чем приступить к окра – ске, необходимо устранить шероховатости и неровности. Доски скрепляются деревянными пробками, которые шпатлюются. Их покрывают слоем грунтовки в тон краски и перед нанесением первого слоя олифят.

Цвет краски для пола должен гармонировать с цветом стен и мебели. Темно-коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, зелеными и бежевыми оттенками, светлая – с фисташковым, желтовато-зеленым и коричневым цветами.

В процессе выбора краски для пола следует помнить о том, что масляные краски дают матовые покрытия, эмали – глянцевые. В промышленности выпускают готовые к употреблению масляные краски и эмали. Перед покраской масляные краски разбавляют уайт-спиритом или скипидаром. Для эмалей в этих целях используют те же разбавители, а также РС-2.

Дощатую поверхность обязательно следует покрывать краской в два слоя. Первый слой должен сохнуть не менее двух суток – для эмалей и сутки – для масляных красок. Второй слой, как правило, сохнет двое суток. При нанесении последнего слоя направление движенийкисти должно совпадать с ходом волокон древесины.

Окраска окон и дверей. Перед проведением покраски все металлические элементы окон и дверей следует покрыть мыльным раствором. Стеклянная поверхность рядом с рамами должна быть заранее оклеена бумагой. Эту операцию можно проводить и с помощью нехитрого приспособления ().


Покрасочные работы

Приспособление для окраски окон


Для окраски окон и дверей предпочтительнее использовать алкидные и нитроцеллюлозные краски светлых тонов. На практике чаще всего применяют эмали ПФ-115, Пф-560, масляные краски МА-11, МА-15 и цинковые белила. На поверхность краски и эмали наносятся в два слоя. Густотертые краски и эмали перед употреблением разводят высококачественными олифами или уайт-спиритом.

В промышленности выпускается и специальная эмаль для окон – ПФ-14. Ее преимущество заключается в том, что она не стекает с вертикальных поверхностей, а это значительно облегчает работу по окончательной отделке окон.


Заключительный этап покрасочных работ

Окончательная отделка окрашенных поверхностей включает следующие мероприятия: флейцевание, торцевание, отделка набрызгом и разделка губкой, или туповка.

Флейцевание. Данную операцию проводят, когда необходимо получить гладкую и ровную поверхность после нанесения масляных и клеевых составов. Перед началом работы кисть промывают и просушивают. Сам процесс флейцевания проводят аккуратно, стараясь не нажимать на волос кисти.

Торцевание. Для получения ровной матовой поверхности проводят так называемое торцевание. Эта операция выполняется сразу после покраски щеткой, расположенной под прямым углом к поверхности. Следует помнить о том, что не нужно ударять по одному месту несколько раз.

Отделка набрызгом. Отделка подобного рода заключается в том, что на сухую поверхность наносятся мелкие капельки краски другого цвета. Цветовая гамма полностью зависит от вкусов хозяина. Для того чтобы правильно выполнить эту операцию, в правую руку берут кисть, предварительно удалив с нее излишки краски и, ударяя по линейке или палке, которую держат в левой руке, получают брызги. Подобный эффект можно получить и другими способами ().


Покрасочные работы
Покрасочные работы
Покрасочные работы

Способы декоративного нанесения краски


Разделка губкой, или туповка. Применяется туповка на подсохших масляных или клеевых поверхностях. Данная операция осуществляется следующим образом: губку, которую обычно наклеивают на дощечку, погружают в красочный состав, удаляют лишнюю краску и наносят на поверхность задуманный узор.